ЗВЕРИ НА СВЯТОМ МЕСТЕ: ОБРАЩЕНИЕ ПЕРМСКИХ КРАЕВЕДОВ
Всех пермяков, не только нас, историков и краеведов, волнует судьба бывшего Архиерейского кладбища. Необходимость скорейшего перевода зоосада актуальна по двум причинам: во-первых, плохо, что он — на месте православного кладбища; во-вторых, там плохо самим животным.
Нельзя забывать также о том, что Архиерейское кладбище по-прежнему существует! Это объект культурного наследия, т.к. могилы, косточки в земле — сохранились, уничтожены внешние их признаки, надгробия. Кладбище при Архиерейском доме (АД) давно не действует, но оно на учете в списке региональных памятников.
Кроме того, и надгробия исчезли не все (есть памятники, засыпанные землей, под клетками, есть на территории областной больницы, вмурованы в стены подвала; часть их использована также на Егошихинском кладбище).
Святое место на Слудской горе овеяно легендами. Начиная с пророчества первого епископа Иоанна (Островского): "…И над могилой моей будут рычать дикие звери. Здесь, в покоях епископских беседовал с владыкой Иустином (Вишневским) сам император Александр Благословенный, Победитель Наполеона, как его называли.
Кладбище действовало больше 120 лет, с начала 19 века и до середины 1920-х. В летописи Гавриила Сапожникова сделано примечание о том, что "в ограде бывшего монастыря, далее к востоку от собора и могилы Преосвященного (Иоанна — ред.), погребены и погребаются многие лица, известные своими заслугами и положением в обществе".
Здесь, у кафедрального собора, нашли свой "последний приют" многие известные пермяки. Помимо епископов и священства, это губернатор Валериан Енакиев, это крупные купцы, городской голова Иван Любимов, Дягилевы и др., это просветители, гуманисты — учитель Иван Грацинский, врач Федор Граль, ученые Александр Генкель, Бронислав Вериго и много других.
Строительство комплекса Спасо-Преображенского мужского ставропигиального монастыря на Слудской горе началось в 1793 г. С учреждением в 1799 г. самостоятельной Пермской епархии комплекс построек монастыря передан для размещения Архиерейского дома. Помимо этого на территории квартала между улицами Окулова (быв. Набережной) и Орджоникидзе (Монастырской), Комсомольским пр. (Кунгурской) и Газеты "Звезда" (Оханской) находились четыре архиерейских корпуса (в них размещались квартиры для певчих и служащих, летний архиерейский дом и оранжерея, колодец, фонтан…) и кладбище. Вся территория была обнесена каменной оградой. Нас тревожит новый виток дискуссий вокруг проблемы переноса зоосада, и это после того, как уже истрачено немало средств (наших, налогоплательщиков!) на создание испанского проекта переноса зоосада и создания нового на территории в районе ул. Братской. Нельзя оттягивать бесконечно назревший, долгожданный переезд. Нужно вернуть архиерейское кладбище православной епархии.
Со временем здесь, в Святом квартале, мы предлагаем установить обелиск со всеми фамилиями погребенных здесь. Они все известны, списки составлены нашими предшественниками.
Совет клуба "Пермский краевед":
В.Гладышев, председатель совета,
В.Семянников, заместитель председателя совета,
Л.Перескоков, председатель правления Пермского отделения ВООПИК,
Н.Князева, кандидат педагогических наук,
Б.Субботин, Почетный краевед Перми,
М.Хабирова, зав. отделом краевой библиотеки им. А.М. Горького,
В.Шахов, Почетный краевед Перми.

Памятник с могилы Елены Ивановны Мешковой: в начале 20 века и сейчас.
Как и многие другие, наиболее красивые памятники, был перенесён
с Архирейского на Егошихинское кладбище, на могилу видного
советского деятеля.
НАША СПРАВКА
К истории вопроса. В путеводителях по Пермскому зоосаду можно прочитать такую фразу: "...В 1932 г. зоосад переехал на территорию бывшего соборного сада по ул. Орджоникидзе, 10, где и располагается до сих пор..." Про Архиерейское кладбище — ни слова. Фигура умолчания была, конечно, невольная, сотрудники не виноваты. Между тем уже много десятилетий клетки зверей находятся на могилах.
Поучительна история того, как принималось решение об уничтожении старинного кладбища. Из протокола заседания президиума горсовета от 6 апреля 1931 г. (документ впервые опубликован в книге В. Гладышева "Перми старинное зерцало", Пермь, 2001) мы узнаем, что зоопарк (первоначально — зооуголок музея) собирались переводить на другое — Егошихинское кладбище. Члены президиума под председательством тов. Сидорова заслушали приглашенного тов. Гурьева (музей) по вопросу "о переводе зоопарка". Постановили:
"1. В выборе места для переноса зоопарка ориентироваться на Ягошиху (так писалось в то время это название. — В.Г.)
2. При переводе зоопарка расходы возложить на авиашколу (!)
3. Просить горпрофсовет о вовлечении организаций и рабочих в дело перевода зоопарка...."
Почему здесь фигурирует авиашкола, необходимо пояснить. Только что созданная, она должна была расширяться, ей нужны были площади, ну и кроме того, курсанты всегда были самой подходящей рабсилой.
В последующие месяцы того же 1931 года городские власти еще не раз возвращались к вопросу о зоопарке. В одном из распоряжений было конкретизировано и место: перенести зоопарк власти собирались на территорию "магометанского и воинского кладбища". Кончилось дело тем...чем кончилось: Пермь стала притчей во языцех, разместив на могилах исторического некрополя в центре города звериные клетки. Видимо, это был тот случай, когда "руки чесались" у пермских начальников. Ими овладело страстное желание быстрее доложить наверх и отличиться. Ведь не прошло и трех месяцев после апрельского заседания "большого президиума" горсовета, как его члены принимают решение о срочном перемещении зоосада на Архиерейское кладбище. Егошихинское все же находилось несколько на отшибе, в уединенном месте, а архиерейское — в самом центре города, оно привлекало внимание, "мозолило" глаза высоким гостям.
В.Гладышев