Надгробные памятники скрывают запах прошлого. Книги ветшают на пыльных
этажерках, а высеченные из камня памятники долговечны и рассказывают нам
о предках.
Слово «памятник»
в словаре русского языка XI-XVII веков трактуется только в значении
«памятная запись» или «свидетельство». Практически до XVIII века «памятник» – это, прежде всего, письменный документ, свидетельствующий о каком-то событии. Но к концу XVIII века «памятник» практически утрачивает такое значение. В словаре Российской академии «памятник»
определяется как скульптурный или архитектурный монумент ушедшему
человеку, месту или эпохе. Важно, что общим для двух этих значений
остается механизм памяти: памятники призваны свидетельствовать о
прошлом, увековечивать его в памяти потомков.
Первые полноценные
памятники (то есть сооружения, несущие исключительно мемориальную
функцию) появились в Древнем Риме. К ним относятся конные статуи
императоров, мемориальные арки и колонны.
Первые статуи-памятники
появились в Европе в эпоху Возрождения. Образцом таких памятников
служили древнеримские памятники императорам. В XVIII-XIX веке возникают
большие мемориальные сооружения, например получают распространение
триумфальные арки (создающиеся, опять же, по образу и подобию
древнеримских).
Во все времена человеческой истории места
захоронений отмечались особо. Самый большой интерес для изучения имеют
кладбища, расцвет которых пришелся на последнюю четверть XVIII-го и
первую четверть XIX-го веков, так называемую викторианскую эпоху. Это
уникальный для развития искусств человечества период, когда христианские
символы украсили гранитный памятник. Мемориальная
архитектура XVIII-XIX веков оставила нам многочисленные уникальные
произведения, свидетельствующие о непревзойденном уровне мастерства их
создателей. Среди них скульптурные памятники из мрамора и надгробные
памятники из гранита занимают особое место – с их помощью первые
гранитные мастерские создавали прекраснейшие образцы мемориальной
архитектуры.